АСОСИЙ САҲИФА
ЎЗБЕКИСТОН КОМПОЗИТОРЛАРИ ВА БАСТАКОРЛАРИ УЮШМАСИ

 

Play
previous arrow
next arrow
previous arrownext arrow
Shadow
Slider

Табриклар

30 ноябрь: Собиров Шерзод ни туғилган куни.


АНОНС

Дш Сш Чш Пш Ж Ш Як
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

ИЖОДИЙ УЧРАШУВЛАР ВА МАҲОРАТ ДАРСЛАР



КОНЦЕРТЛАР



"ДЎСТЛАР" КЛУБИ



ФЕСТИВАЛАР



                            АЛЕКСАНДР ЖУМАЕВ

(1953)

Ўзбекистон композиторлари ва бастакорлари уюшмасининг мусиқашунос аъзолари сафига ўтган асрнинг 90-йиллари бошида Шарқ мусиқа манбашунослиги ва замонавий йўналишларга қизиқувчан мусиқашунос Александр Жумаев кириб келди. У ўзининг турли мавзулардаги мақолалари, манбашунослик соҳасида илмий ишлари билан республика ва халқаро мусиқа конференциялари ва симпозиумларда қизиқарли илмий мавзулари билан мусиқа жамоатчилиги орасида танилди.

Жумаев Александр Бобониёзович 1953 йил 20 ноябрда Тошкентда туғилди. Александр Республика махсус мусиқа мактаб-интернатида кларнет, аккардеон ва фортепиано чолғуларини ўзлаштириш билан бирга мусиқий назарий фанлар бўйича ўқиди. 1971-1976 йилларда Тошкент давлат консерваториясининг мусиқашунослик факультетида таълим олди. 1976 йилда Ҳамза номидаги санъатшунослик илмий-тадқиқот институти аспирантурасига йўлланма олди.

Институтда Ўрта Осиё олимларининг мусиқага доир рисолалари билан яқиндан танишди, ўрганди ва натижада 1981 йил «Вопросы музыкальной эстетики в трудах ученых Среднего Востока IХ-ХII веков» мавзуида номзодлик диссертациясини ёқлади ва мазкур институтда илмий ходим, 1984-1992 йилларда институтнинг мусиқа бўлими мудири лавозимларида ишлади. 1993-1997 йилларда фақат илмий иш билан шуғулланди. У Жаҳон фольклоршунослик (АҚШ, Нью-Йорк) ташкилотининг аъзоси ва унинг Ўзбекистондаги вакилидир. Муаллифнинг илмий мақола ва турли анжуманларда ўқиган маърузаларининг мавзу номлари «Авицена и музыка» (Ж.Звезда Востока, Т., 1980, №3с. 145-151), «Ибн Сина об общественных функциях музыки» (Ж. Общественные науки в Узбекистане, Т., 1980, № 8-9, с.83-89), «О психологическом основании музыкальной эстетики средневекового Востока» Краткие тезисы докладов IV искусствоведческой научно-теоретической конференции молодых ученых (21-24 апрель, 1981 г.) Т., 1981, «Об эстетическом отражении макомов в средневековье» В книге: Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность (Сборник материалов Международного музыковедческого симпозиума Музыкального Совета ЮНЕСКО, Самарканд, 3-6 октября 1978 г.) Т., 1981, с 1999-2003, «Вопросы Музыкальной эстетики в трудах ученых Среднего Востока 9-12 веков», Автореферат диссертации соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Т., 1981; «К вопросу об эмоциональном воздействии макамов (по средневековым письменным источникам). В кн. Тезисы докладов V искусствоведческой научно-теоретической конференции молодых ученых (19-22 апреля 1983 г.) Т., 1983, «Трактат о музыке Муҳаммада Нишапури» (Ж.Общественные науки в Узбекистане, Т., 1984, № 1, с. 44-50), «Музыкально-эстетические взгляды Абу Али Ибн Сино». Музыка народов Азии и Африки (Сборник статей). Выпуск 4. М., 1984, «Уникальный источник по истории среднеазиатско-индийских музыкальных связей («Замзаме-йи вахдат» Наини) 17 в. В кн. Из истории культурных связей народов Средней Азии и Индии. Т., 1986, «Отражение взаимосвязей профессиональной музыки устной традиции Среднего и Ближнего Востока в средневековых письменных источниках» В кн. Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность: (Сборник материалов Второго Международного музыковедческого симпозиума, Самарканд, 7-12 октября 1983 г.) М., 1987, «К проблеме эволюции эстетических учений о макамате» В кн. Вопросы эстетики, истории и теории монодии. Сборник научных трудов. Т., 1987, «По страницам древних манускриптов. О памятниках музыкальной культуры народов Востока» В кн. Вехи времён. Рассказы о памятниках истории и культуры Узбекистана. Альманах-89, Т., 1989, «Художественные традиции Борбада в средневековом музыкальном искусстве Маверанахра и Хорасана» В кн. Борбад, эпоха и традиции культуры Душанбе, 1989, «Древние корни эстетической системы макамата». В кн. Борбад и художественные традиции народов Средней Азии и современность. Тезисы докладов и сообщений. Душанбе, 1990, «Макомы в Узбекистане: динамика политико-идеологических оценок и научных подходов». В кн. Музыкальная фольклористика. М., 1990, «Искусство в мире Ислама, Единство принципов в многообразии проявлений» Ж. Творчество, М., 1991, № 9, «Правила и традиции военной музыки в Средней Азии в древности и средневековье» В кн. Международная конференция «Средняя Азия и мировая цивилизация» Тезисы докладов. Т., 1992, «Ислам и музыка» Ж. “Музыкальная академия”, М., 1992, №3, илл. «К изучению ритуалов «арвохи пир» и «камарбандон» в городских цехах музыкантов Средней Азии», Ж. Общественные науки в Узбекистане, Т., 1995, № 5, 6, 7, 8, «Музыкальная культура народов Средней Азии и Казахстана до 1917 года» Глава 1. Музыкально исторический очерк. В кн. История музыки Средней Азии и Казахстана. М., Музыка, 1995, (соавтор О.Р.Матякубов), «Наджмиддин Кавкаби Бухари и Бухарская школа». В кн. Узбекистан — вклад в цивилизацию. Бухара и мировая культура. Тезисы III Международного симпозиума, Бухара, 1995, «Туркестанский старец «Ходжа Ахмад Яссавий и мусульманские духовные песнопения». (Ж. Музыкальная академия, М., 1996, № 3, 4, 1997, № 1 с.133-141), «Абдурауф Фитрат и его современники на «музыкальном фронте» Узбекистана (20-30-е годы)». Ж.Центральная Азия, Швеция, 1997, №1-3, «Музыкальные традиции Хивы XVII начала XX века». Ж. Общественные науки в Узбекистане. Т., 1997, № 7, 8, Открывая «черный ящик» прошлого // Муз. академия, М., 2000, №1. Мир музыки – мир человека // Общественное мнение. Права человека. Узбекистанский гуманитарный журнал, 2000, № 1-2. О взаимосвязях муз. культур Средней Азии и Индии в древности // Индия и Центральная Азия (доисламский период). Т.,2000. Художественные тенденции и эстетические идеалы в музыке // Амир Темур в мировой истории. Издание второе. Т., 2001. Термин шаман в толковании газневидского поэта Масъуда Салмана // Культурное наследие Средней Азии. /Сборник статей/. Т., 2002. Трактат о музыке «Кашф ал-автар» Касима ибн Дуста Али ал-Бухари: предварительное сообщение // Из истории культурного наследия  Бухары (8 – выпуск). Бухара, 2002. «Наука о музыке» в энциклопедическом сочинении Фахр ад-Дин Рази «Джами ал-улум» («Собрание наук»). Вводная статья, перевод с персидского и комментарии Александра Джумаева //Культурные ценности. Международный ежегодник  (Bibliotheca Turkmennica). 2000-2001. Баксы и жырау, дуутар и кобыз. О традиционной муз. культуре  каракалпаков // San’at. Искусство, 2003, № 2. Бухарские евреи и муз. культура Средней Азии //Евреи в Средней Азии: вопросы истории и культуры. Сборник научных статей и  докладов. Т., 2004. Говорят музыканты Узбекистана: двадцать   лет спустя... // Муз. академия, 2004, № 1. Камбар-Ата (Камбар, Баба-Гамбар) и муз. традиции народов Средней Азии // «Курак», Бишкек, 2004, № 6. Среднеазиатская ханака, суфийские предписания о слушании (сама‘) и традиция духовных песнопений (хонакои) // Transoxiana. История и культура. Сборник научных статей. Т., 2004. Ташкентский фестиваль современной музыки: попытка осмысления в контексте культурного процесса // Musiqi Dunyasi, Баку, 2004, № 3-4/21. Возвращаясь к естественному руслу: К проблеме нового прочтения исторических и теоретических знаний о макомате // Шашмаком сабоклари (макола ва маърузалар туплами). Т., 2005. Шашмаком на грани веков: историко-культурный и муз. феномен  //Шашмаком сабоқлари (мақола ва маърузаларнинг иккинчи тўплами). Т., 2005. Из истории муз. культуры Карши // San’at. Искусство, 2005, № 2. Муз.культура Карши //  Общественное мнение. Права  человека,  2005, № 2. Бухарский Шашмаком: в поисках новых интерпретаций (источники, версии, принципы) //«Традиции Шашмакома и современность». Самарканд, 27-29  август Т., 2005. Musical Heritage and National Identity in Uzbekistan // Ethnomusicology Forum, London, Vol. 14, No. 2, November 2005. Музыка в системе жизненных и эстетических ценностей средневекового «восточного человека» // Узбекистан и Япония на возрождающемся шелковом пути (илмий конференция мақолалари тўплами, Тошкент, 14-16.12.2006й.). Т., 2007. Трактат о музыке «Кашф ал-автар» Касима ибн Дуста Али ал-Бухари (XVI в.) из коллекции Библиотеки Британского Музея // Записки Восточного Отделения Российского археологического общества (ЗВОРАО). Новая серия. Том II (XXVII). СПб., 2006. Музыка в жизни и творчестве Захир ад-Дина Бабура // Общественное мнение. Права человека, 2007, №2. Музыка в системе эстетических ценностей средневекового «восточного человека» и формы ее культивирования (маджлисы) // Общественное мнение. Права человека, 2008, № 1. Musical Traditions and Ceremonies of Bukhara // Anthropology of the Middle East, Volume 3, Issue 1, New York-Oxford, Spring 2008. Русско-европейский научно-педагогический и художественный опыт и возрождение системы традиционного обучения «устад-шагирд» в постсоветской Центральной Азии // Муз. культура в исламо-христианском контексте. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 17-18 ноября 2009 года. Казань, 2009.  К истории исследования и публикации «Трактата о музыке» Абд ар-Рахмана Джами //Вторые Востоковедческие чтения памяти Н.П.Остроумова: сборник материалов. Т., 2010. Традиция ашуро у иранцев Бухары: источники и историко-культурный контекст //Мир Ислама. Pax Islamica, М., 2010, № 2(5).  «Устав Среднеазиатских музыкантов» в переводе Чулпана. История творческого сотрудничества Чулпана и В.М.Беляева. Публикация ранее не известного перевода Чулпана //Восток Свыше. Духовный литературно-исторический журнал. Ташкент, 2011, вып. XXIII – XXIV. Мошина – кошик ёхуд Гирмуфун васфида //JannatMakon, Тошкент, 2012, апрель.  Предмет любви и почитания. Из истории распространения граммофона в Средней Азии // Иные берега. Журнал о русской культуре за рубежом. М., 2012, № 1. Музыка «устной традиции» в постсоветской Центральной Азии: единство и «противонаправленность» тенденций развития //Вопросы современного музыкознания. Материалы Международного Круглого стола, посвященного 70-летию профессора Б.И.Каракулова, 4 мая 2012 год, Алматы, Казахстан. Алматы, 2012.  К вопросу о трансформации ашуро среди иранцев Бухары: основные источники изучения //Третьи Востоковедческие чтения памяти Н.П.Остроумова: Сборник материалов. Т.,2011. К истории формирования традиции михтара и михтарлик в городской музыкальной культуре Средней Азии // O’zbekiston tarixi. Илмий журнал, 2012, № 1.  «Радости бытия высокого порядка». Александр Семенов – исследователь культуры Средней Азии // Восток Свыше, 2012, вып. XXVIII, октябрь – декабрь.  От Пифагора к Фисагурсу. «Греческие мудрецы» и муз. мир средневекового мусульманского Востока // Восток Свыше, 2013, вып. XXX, апрель – июнь.   «Чудеса» и новшества русских и европейцев в восприятии «среднеазиатского человека»: культурный шок, адаптация, «присвоение» // Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути.  Париж – Самарканд, 2013. Сакральное и светское – две основные парадигмы развития классического муз. искусства (макомат) Средней Азии в контексте исторических перемен (2-я половина XIX – XX в.) // Традиционная музыка казахов и народов Центральной Азии: современное состояние, изучение, перспективы развития. Материалы Международной научной конференции (Алматы, 16 – 18 октября 2013 г.).