Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1
|
2
|
3
| ||||
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Родилась 25 мая 1890 в Царском селе (ныне Пушкино). В 1908-1911 работала учитительницей в деревне Летутино Новгородской губернии. Одновременно закончила семинарию по специальности учительница музыки. В 1912 вместе с мужем уезжает в Варшаву, в 1918 - в Ташкент. Некоторое время работает в Народной консерватории. Окончила Ленинградскую консерваторию (1925-1929) по специальности «музы-коведение» в классе Б.В.Асафьева, работала преподавателем в Ташкентском муз. училище, в 1936 - 1947 - в Ташкентской консерватории. Вместе с В.А.Успенским, И.А.Акбаровым участво-вала в многочисленных фольклорных экспедициях, записывала узбекские и памирские народные мелодии, а также песни Хамзы. Активно участвовала в пропаганде узбекской музыки. В 1944-1947 - редактор издательства «Санъат» и научный сотрудник НИИ искусствознания. Заслуженный деятель искусств РУз-1944.
ПУБЛИКАЦИИ
Музыкально-этнографические труды: Хорезмская классическая музыка. Т., 1939, Узбекские народные песни. Кн. 1. состав. Т., 1939. Узбекские народные песни. Кн.II. состав., соав.И.Акбаров. Т., 1939. Хамза Хаким-заде Ниязи. Песни. состав. Т., 1941. Песни о канале, кн.1. Запись и состав. Т., 1940. Песни о канале, кн.II. Запись и состав. Т., 1941. Узбекские частушки, запись Е.Е.Романовской от Мирджалала Садыкова. Т., 1941. Узбекская инструментальная музыка, запись Е.Е.Романовской от Абдусаата Вахабова. Т., 1948. Учебные и методические пособия: «Пахта теради», Узбекская Ферганская песня для женского двухголосного хора в сопровождении ф-но. Запись и аранжировка. М.,1934, Шесть узбекских песен для одноголосного хора без сопровождения или в сопровождении дутара. М., 1934, «30 песен». Сб. узбекских и русских песен для школы 1 ступени и пионер отрядов. Состав. соав. Ильяс Акбаров. Т-М., 1935. Нота саводи (Нотная грамота), Методическое пособие для учителей начальной и средней школы, соав. И.Акбаров. Т.,1938 и «Сольфеджио»-1940. Статьи: Муз.творчество Узбекистана //Сов. музыка, №9, 1934. Муз. театр Узбекистана //Сов.музыка, №4, 1937. «Тошбек и Гюль-Курбон» (памирская народная сказка) //Сов.музыка, №7, 1937. Узбекская народная музыка //Литература и искусство Узбекистана, кн. 4. 1940. Композиторы Узбекистана в дни Второй мировой войны. Брошюра, соав. В.Музалевский, Мирза. Т.,1944. Узбекский оперный театр //Звезда Востока, №11, 1947. Статьи, материалы, доклады и записи музыкального фольклора. Т., 1957, Музыка Хорезма-1934. Вокальное образование узбекских певцов -1942. Музыкальные записи фольклора, доклад, прочитанный на конференции по фольклору и этнографии народов Средней Азии, проходившей в Ташкенте в 1944. Жанры узбекской музыки. Исследование, 1945. Первая муз. школа в Узбекистане. Очерк. 1945. Статьи: Узбекская народная песня (первая публикация -1931), песни, записанные от Домуллы Халим Ибадова-1946 и первая публикация пяти бухарских песен крупной формы - «Халқ ашула». Бухарские песни-1933. Первая публикация 20 народных песен бухарской экспедиции. Инструментальные пьесы для рубаба, тамбура, гиджака, дутара (Первая публикация 12 пьес), Усули шодиёна, 10 ритмических формул, записанных в Ташкенте в 1943.
(1935-2017)
Родилась 19 августа 1935 в г.Андижане. В 1958 окончила факультет немецкого языка института иностранных языков, в 1961-Ташгосконсерваторию историко-теоретический факультет и аспирантуру в классе проф. С.Векслера. В 1960- преподаватель в ДМШ им.Т.Садыкова, в 1961-1966-методист и редактор научно-методического кабинета. В 1964-2013 - работала в Госконсерватории Узбекистана. Кандидат искусствоведения-1971, доцент-1972, 2003-2013 - профессор. Плунгян автор исследований, научных и просветительских статей, редактор ряда научных изданий.
ПУБЛИКАЦИИ
С.Юдаков-создатель первой узбекской комической оперы в Узбекистане. - Автореф.канд.дисс, Алма-Ата, 1971. Монографии: Сулейман Юдаков. Т.,1979. «Проделки Майсары» С.Юдакова. Т.,1992. Тухтасин Гафурбеков (соав. И.Г.Галущенко). Т.,1997. Сулейман Юдаков в воспоминаниях современников. Штрихи к творческой биографии. Т., 2003. Педагогика - моя цивилизация (Педагогические записки историка и муз.критика). Т., 2006. Современные аспекты и методические подходы в изучении творчества Бетховена. Т., 2007. Соната моей жизни. Т., 2009. О методике воспитания музыкальных журналистов. Т., 2010. Молодому поколению от историка музыки. Т., 2011. Творческие миры музыковеда. Т., 2014. Преоритетные методы исторического музыкознания. Т., 2015. Сулейман Юдаков. Музыка во все времена. (рукопись) Статьи: Искусство народа //Узбекистан. 1966, №4. Фусункор куйлар ижодчиси //Шарқ Юлдузи. 1969, №4. «Проделки Майсары»-первая узбекская комическая опера //Звезда Востока.1969, №5. Некоторые особенности муз. языка оперы С.Юдакова «Проделки Майсары» //Вопросы музыкознания, вып.2. Т., 1971. Образ центрального положительного героя в первой узбекской комической опере «Проделки Майсары» //Общественные науки в Узбекистане. 1975, №11. О некоторых композиционных особенностях узбекской комической оперы «Проделки Майсары» //Вопросы истории и теории узбекской сов. музыки. Т., 1976. Заметки о стиле С.Юдакова //Проблемы теоретического музыкознания в Узбекистане. Т., 1976. К вопросу об интернациональном в творчестве С.Юдакова //Теоретические проблемы узбекской музыки. Т.,1976. Еще одна детская опера //Муз. жизнь, 1979, №5. Статьи в жур. Сов. музыка: «Сегодня с Вами дирижер». 1978, №4, Старейшина узбекского музыкознания. 1979, №10, Музыкант, ученый, собиратель. 1980, №5, Раздвигая горизонты. 1980, №10. Изучение новой традиции. 1981. №9, Заметка по поводу 60-летия С.Векслера, соав. Д.Малян. 1982, №1, Богатство тем, жанров, имен. 1982, №11. Статья-монолог под рубрикой: «Что завершено, что в работе, что задумано». 1991, №11. Ўзбек операсининг тантанаси //Сов.Ўзбекистони санъати. 1989, №4. Сарчашма, соав. А.Семеркин //Санъат, 1989, №11, Пора возмужания (70-годы) //Муз.критика в Узбекистане. Глава 5. Т., 1984, Заметки о состоянии концертно-исполнительской критики в Узбекистане //Муз. искусство критики в Узбекистане. Т.,1985. К вопросу формирования музыкально-исторического мышления, соав. И.Г.Галущенко //Проблемы профессионального обучения музыканта. Т., 1988. О новых типах лекционных и семинарских занятий по предметам музыкально-исторического цикла //Вопросы муз. педагогики и исполнительства. Т., 1993. Музыкальная жизнь, соав. Н.Янов-Яновская //История музыки Средней Азии и Казахстана, главы 3. 4. 5. М., 1995. Один день в храме музыки. Сценарий телефильма к 60-летию ТГК им. М.Ашрафи. Т., 1996.
1955-2020
Родилась 16 июня 1955 в Ташкенте. В 1978 окончила Ташгосконсерваторию им.М.Ашрафи по специальности «музыковедение» в классе проф. С.М.Векслера, в 1982-аспирантуру при Московской консерватории им. П.И.Чайковского в классе проф. М.Сабининой. В 1982-преподаватель кафедры истории музыки Ташкентской консерватории. 1989- кандидат искусствоведения, в 1995- доцент В 2001-2005-проректор по научной работе, с 2005-2013-ректор Госконсерватории Узбекистана, с 2009-профессор. Д.Мурадова-автор научных работ, энциклопедических и просветительских статей. В 2008 году награждена орденом «Дўстлик». Лауреат Международной академии Аntic world- 2008.
Становление и эволюция оперного жанра в республиках Средней Азии и Казахстана - Автореф. канд.дисс. М.,1987. Опера и муз. драма: К вопросу о взаимоотношений жанров. М., 1995. Интерпретация фортепианной музыки. Учебное пособие для магистров. Т., 2008. Статьи: К проблеме возникновения камерной оперы в Узбекистане \\Вопросы музыки и эстетики. Т., 1980, К вопросу об общих закономерностях развития оперного жанра в республиках Средней Азии и Казахстане \\Актуальные проблемы современной музыки. Т., 1981, Мусиқа театрининг анъаналарига доир \\Сов. Ўзбекистони санъати, 1981, №11, Опера ва мусиқали драма \\Сов. Ўзбекистони санъати 1982, №11, Опера и муз. драма: изоляция или взаимодействие? \\Взаимообогащение муз. культур стран СНГ, т.2. М., 1982, ХХ аср мусиқа адабиёти (Ўрта махсус мусиқа билим юртлари учун дастур). Нукус.1995, Марказий Осиёда мусиқали театр тараққиёти муаммолари \\ «Шарқ тароналари» Халқаро фестивали йўлдоши. Самарканд. 1997, №3 ( узб. и англ.яз.). Шарқ халқлари мусиқа санъатининг муштараклиги \\Шарқшунос, 1998, №1-2. Эстрада-катта ижтимоий кучдир. «Мусиқа», 1998. Опера, соав. Т.Гафурбеков //Ўзбекистон Миллий Энциклопедияси. т.6. Т., 2003. Мусиқадан нурланган маскан //Мусиқа ижрочилиги ва педагогикаси масалалари. Т. 2003-2004. Вступительная статья и отв. редактор учебного пособия М.Касымовой: Скрипичный концерт в классе концертмейстерского мастерства. Т., 2004. Вступительная статья и отв.редактор учебного пособия Р.Полатхановой: Работа над оперной сценой в классе концертмейстерского мастерства. Т.,2004. Шашмақом и современное муз.образование (рус. и анг.яз.) //Шашмақом анъаналари ва замонавийлик. Т., 2005. Проблемы современного муз. искусства Узбекистана //Искусство Узбекистана на современном этапе социо-культурного развития. Материалы семинаров, докладов и коллоквиема экспертов. Т., 2006. Создание учебно-исторической литературы – веение времени //Санъат таълими. т.3. Т., 2008.
(1870-1952)
Родился в 1870 в селе Воскресенск Самарской губернии. Н.Н.Миронов активно участвовал в становлении профессиональной муз. культуры народов Средней Азии. С конца 19 века работал в Маргилане, затем в Коканде муз. руководителем, дирижером организованной им концертной труппы. В 1918 принимал участие в организации первого муз. учебного заведения - Народной консерватории в Узбекистане, был членом музыкально-этнографической секции, в 1922 создал этнографический ансамбль, который выступал в различных городах Средней Азии. В 1926 провел в Москве свыше 80 концертов, совершил этнографические экспедиции в Ташкентской, Самаркандской, Бухарской областях, в Крыму, Восточной Сибири, на Кавказе. Записал более 200 неизвестных ранее черкеских и монгольских мелодий. Одновременно занимался обработками народных песен. Всего Мироновым записано свыше 2000 народных песен. Его записями пользовались М.Ипполитов-Иванов, С.Василенко, Р.Глиэр и др. В 1928-1932 Миронов директор и научный сотрудник Научно-исследовательского института узбекской музыки и хореографии в Самарканде. В своих произведениях он использовал мелодии 70 национальностей. Н.Н.Миронов Заслуженный деятель искусств РУз.-1930, Народный артист РУз.-1937.
СОЧИНЕНИЯ
Симфонические произведения: сюита «Бухара» и Сюита на калмыцкие темы. Вокально-симфоническая поэма «Витязь в тигровой шкуре», соав. М.Ашрафи. Камерно-инструментальные ансамбли на темы узбекских, русских, таджикских, калмыцких и других народных песен. Обработки народных песен. Четыре оперы: «Боярин Орша», «Русские женщины», «Цыгане», «Коробейники». Муз.драмы, соав.Т.С.Садыков: «Портана», либр.С.Абдуллы, «Тахир и Зухра», соав. Т.Джалилов,«Кучкар Турдиев», соав. Ю.Раджаби.
Публикации: Музыка узбеков. Самарканд-Москва, 1929. Обзор муз. культур узбеков и других народов Востока. Самарканд-Москва, 1931. Песни Ферганы, Бухары и Хивы. Т.,1931. Музыка таджиков. Душанбе-Москва, 1932. Учебники по элементарной теории на узб. и татар.яз.
Родился 25 августа 1946 в г. Хорезме. В 1970 окончил Ташгосконсерваторию по специальности «музыковедение» в классе доц. И.Н.Кареловой, в 1974 - аспирантуру под рук. проф.С.П.Галицкой и проф. Ф.Кароматова. В 1977-1991 преподаватель, затем зав.кафедрой Восточной музыки. Кандидат искусствоведения - 1978, доцент -1982, профессор-2009. В 1997-2001 - Первый заместитель министра по делам культуры Узбекистана. В 2001-2012 руководитель Специализированного научно-исследовательского центра при Госконсерватории Узбекистана. Заслуженный деятель искусств РУз. – 1988. Заслуженный работник культуры Каракалпакстана -2001. Лауреат Государственной премии-2017. О.Матякубов автор монографий, исследовательских статей.
ПУБЛИКАЦИИ
Монографии: Оғзаки анъанадаги профессионал музика асосларига кириш. Т., 1983. Фараби об основах музыки Востока. Т., 1986. Мақомот. Т., 2004. Додекаграмма. Т., 2005. Узбекская классическая музыка в 2-х томах-2017. Очерк Дутор мақомлари (на узб. и рус.яз.) Т.,2007. Беседы с Ильясом: О музыкальных традициях старой Бухары. Нью- Йорк, 2009. Хоразм танбур чизиғи – соав. Р.Болтаев, Х.Аминов. Т., 2010. Бухарский Шашмаком- Т. 2011. Хорезмийская танбурная нотация. Истоки и принципы. Т., 2012. Статьи: Впервые в СССР. О кафедре восточной музыки Ташгосконсерватории \\Сов.музыка, 1978, №12. Ценная книга (Рецензия на книгу В.С.Виноградова «Классические традиции иранской музыки») \\Сов.музыка, 1983, №9. Неисчерпаемая жизненная сила традиций \\Сов.музыка, 1986, №3. Муз. наследие Ибн-Сины \\Сов.Ўзбекистони санъати, 1979, №9. Республиканский конкурс молодых исполнителей макомов \\Сов.Ўзбекистони санъати, 1983, №4. Бастакор \\Сов.Ўзбекистони санъати, 1984, №4. М.Таджиев. Творческий портрет \\Гулистон, 1983, №3. Некоторые вопросы изучения макомата в свете новых данных и фактов// Шашмақом анъаналари ва замонавийлик (рус., анг.яз.). Т., 2005. Шашмақом мақомат сатхида //Шашмақом сабоқлари, вып. I. Т., 2005, Мақом-парда-лад //Шашмақом сабоқлари, вып.II. Т., 2005. Истоки и принципы танбурной нотации //Хорезмская тамбурная нотация. Т., 2010. Принципы хорезмской танбурной нотации (англ.яз.). Нью-Йорк-1993. Старая школа Бухарского Шашмакома (франц.яз.). Т., 1995. Узбекская классическая музыка. 2 тома. Т., 2017.