СТРУКТУРА
СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ И БАСТАКОРОВ УЗБЕКИСТАНА

АНОНС МЕРОПРИЯТИЙ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

(1879-1949)

Родился 31 августа в 1879 в г.Калуге. Вскоре семья переехала в Среднею Азию в г.Ош. По окончании Петербургскую консерваторию в 1913 был направлен в Туркестан для записи народных песен. В.Успенский - один из руководителей Туркестанской Народной консерватории (1918), где вел курс гармонии, организовал фольклорный кабинет. Вместе с Е.Е.Романовской, И.А.Акбаровым и Х.Мухамедовой осуществил этнографические экспедиции по Узбекистану и Туркменистану. Во время трех экспедиций по Туркменистану им записано 350 народных песен и инструмен-тальных пьес. Занимался обработками народных песен. В 1928-1934  руководил отделом национальной музыки в Узбекском музыкальном техникуме, 1932-1949 заведовал музыкально-фольклорным отделом экспериментальной лаборатории по реконструкции узбекских муз. инструментов. С 1936 - 1949 преподавал в Ташкентской консерватории. Успенский - автор муз.драмы «Фархад и Ширин»-1934, в которой впервые использован двухголосный хор  и симфонический оркестр, он также создал первые фортепианные сочинения в Узбекистане (в 2 и 4 руки). Последние годы жизни возглавлял историко-теоретический факультет в консерватории. В.А.Успенский - Народный артист Туркменистана - 1929 и Узбекистана - 1937, доктор искусствоведения-1943.

СОЧИНЕНИЯ

Симфонические произведения: «Четыре мелодии народов Средней Азии» (обработки фольклора)-1934, сюита «Муканна»-1944. М., 1959, «Туркменское каприччио»-1945, «Узбекская поэма-рапсодия»-1945. Т., 1960, «Лирическая поэма» памяти А.Навои-1947. М., 1959. «Дугоҳ Хусайн–II» для голоса с симфоническим оркестром. Обработка макома «Шахноз-Гульёр» для голоса с симфоническим оркестром. Камерно-инструментальные сочинения для ф-но: Прелюд-1909, Соната-1911, Этюд, Тема с вариациями, «Моление огню» («На развалинах древнего храма») из музыки к драме «Муканна»-1943. «Песня под водой» из музыки к драме «Ёрилтош»-1945. Сб.узбекских фортепианных пьес в 2 руки, 1 тетрадь. Т., 1936. Сб.узбекских фортепианных пьес в 4 руки, 2 тетрадь. Т.,1936, «Новелла»-1947. Т.,1951. Переложения для ф-но «Узбекской поэмы-рапсодии» и «Муканны». Две пьесы: «Лирический вальс» и этюд «Бабочки». Т.,1955. Романсы: «Русалка» для голоса с оркестром-1910, дуэты «Поля вечерние» и «Верба», ст.К.Бальмонта-1918, «В склепе», ст. В.Брюсова, «Лунный свет», «Сердце мое тоскует» (Партитура), ст. Верлена, «Розы Шираза», ст.И.Бунина. Три романса, ст. Лермонтова. Обработки народных песен: «Вой додей!» и «Ойдек тўлибдир» для голоса и ф-но, «Чаманда гул» - для двух женских голосов, альта, виолончели, ф-но и дойры. «Узбекский вокализ»-1934, «Ўзбекистон», ст. Чусти-1942. Хоры: «Юриш марши», ст.Т.Фаттаха-1941, «Юр ботирлар», ст.Чусти-1941. Музыкальные драмы: «Фархад и Ширин» по одноименной поэме А.Навои, либр. Хуршида, основана на народных и макомных мелодиях-1934. Т., 1937. 2-я редакция, соав.Г.А.Мушель, либр.Ш.Хуршида-1937, «Муканна» (Х.Алимджан) - 1943, «Ёрилтош» (узбекская народная сказка, обр. Ш.Сагдуллы) - 1941-1942. Опера «Фархад и Ширин», соав. Г.Мушель- 1941. Музыка к кинофильму «Шакалы Равата»-1928. Музыкально-этнографические труды: Запись и публикация «Шашмакома» («Шесть муз. поэм», под ред. Н.Н.Миронова). М., 1924. Школьная песня – 1924. Книга: Туркменская музыка, т.1, соав. В.М.Беляев. М., 1928, Туркменская музыка, Т.2, М.,1929. В.Успенский, В.Беляев. Обновленные издания двух томов. Туркменская музыка. Ашхабад - 1979, с дополнением. М., 2003. Песни Ферганы-1931, Бухарские песни и части макомов - 1934-1947, 30 песен. сб.узбекских и русских песен для школы 1-й ступени. Т-М, 1935, Катта ашула -1940-1941, Зикральные мелодии - 1940-1941, Турецкие песни, Уйгурские песни (расшифровка с фонографических  валиков)-1945. Музыка на тексты А.Навои-1949, Гулёр Шаҳноз, 6 частей -1930-1931. Т., 1956. Учебные и методические пособия: Стенные таблицы по муз.грамоте - 6 красочных таблиц, Т., 1935, Музыкальное домино на узбекском нотном материале. Пособие по сольфеджио.