Родился 20 ноября 1953 в Ташкенте. В 1976 окончил Ташгосконсерваторию по специальности «музыковедение» в классе проф. И.Р.Раджабова, в 1980 – аспирантуру в Институте искусствознания им.Хамзы. С 1981 – кандидат искусствоведения. В 1980 – 1983 младший, затем старший научный сотрудник, с 1984-1993 – заведующий сектором истории муз. культуры НИИ им. Хамзы. С 1997-2004–координатор программы «Искусство и культура» в Институте Открытое Общество–Узбекистан (Фонд Сороса). А.Джумаев–член Международного Совета по традиционной музыке (Исследовательская группа «Макам»), с 1996 – официальный представитель МСТМ в Узбекистане по информационной связи. Принимал участие в международных симпозиумах, межрегиональных и республиканских конференциях, автор исследовательских трудов и статей.
Основные музыковедческие публикации
Вопросы муз. эстетики в трудах ученых Среднего Востока 9-12 веков. – Автореф. канд. дисс. Т., 1981. Статьи. О муз.-эстетических взглядах Ибн Сины. //Общественные науки в Узбекистане, 1979, № 6. Авиценна и музыка. //Звезда Востока, 1980, № 3. Ибн Сина об общественных функциях музыки. //Общественные науки в Узбекистане, 1980, № 8-9. Об эстетическом отражении макомов в средневековье. //Проф.музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность (Сб.материалов Межд. музыковедческого симпозиума Муз. Совета ЮНЕСКО, Самарканд, 3-6 октября 1978 г.). Т., 1981. Трактат о музыке Мухаммада Нишапури. //Общественные науки в Узбекистане, 1984, № 1. О задачах муз. востоковедения Узбекистана по изучению средневековых трактатов о музыке //Общественные науки в Узбекистане, 1985, №3. Уникальный источник по истории среднеазиатско-индийских муз. связей («Замзаме-йи вахдат» Наини) 17 в. //Из истории культурных связей народов Средней Азии и Индии. Т.,1986. Отражение взаимосвязей профессиональной музыки устной традиции Среднего и Ближнего Востока в средневековых письменных источниках. //Традиции муз. культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность: (Сб.материалов Второго Международного музыковедческого симпозиума, Самарканд, 7-12 октября 1983 г.). М., 1987. К проблеме эволюции эстетических учений о макамате. //Вопросы эстетики, истории и теории монодии. Сборник научных трудов. Т.,1987. Памяти В.М.Беляева. //Общественные науки в Узбекистане, 1988, №7. О специальном курсе «Источниковедение муз. культуры народов Средней Азии». //Проблемы профессионального обучения музыканта: Сборник статей. Т.,1988. По страницам древних манускриптов. О памятниках муз.культуры народов Востока. //Вехи времен. Рассказы о памятниках истории и культуры Узбекистана. Альманах-89. Т.,1989. В.М.Беляев – исследователь истории традиционной музыки народов Средней Азии. //Традиции и перспективы изучения муз.фольклора народов СССР. Сборник статей. М.,1989. Художественные традиции Борбада в средневековом муз. искусстве Мавераннахра и Хорасана. //Борбад, эпоха и традиции культуры. Душанбе, 1989. Древние корни эстетической системы макамата. //Борбад и художественные традиции народов Средней Азии: история и современность. Тезисы докладов и сообщений. Душанбе, 1990. Форум традиционной музыки. //Сов.музыка, М., 1990, №1. Макомы в Узбекистане: динамика политико-идеологических оценок и научных подходов //Муз. фольклористика: проблемы истории и методологии. Сб.статей. М., 1990. «Беляевские чтения–90». //Муз.фольклористика: проблемы истории и методологии. Сб.статей. М., 1990. Искусство в мире Ислама: Единство принципов в многообразии проявлений. //Творчество, М., 1991, №9. Правила и традиции военной музыки в Средней Азии в древности и средневековье. //Международная конференция «Средняя Азия и мировая цивилизация». Тезисы докладов. Т.,1992. Общественное положение музыканта на средневековом Востоке //Культура Среднего Востока – развитие, связи и взаимодействия /с древнейших времен до наших дней. //Муз.,театральное искусство и фольклор. Т., 1992. Ислам и музыка //Муз. академия (Советская музыка). М., 1992, № 3. Power structure, culture policy, and traditional music in Soviet Central Asia. //1993, Яссави и среднеазиатские духовные песнопения. //Сб.тезисов I международного симпозиума «Музыка тюркских народов», Алматы, 3-8 мая 1994 г. Алматы, 1994. К изучению ритуалов «арвохи пир» и «камарбандон» в городских цехах музыкантов Средней Азии. //Общественные науки в Узбекистане, 1995, № 5-6-7-8. К интерпретации одной миниатюры из рукописи сочинения Шараф ад-Дина Али Йазди «Зафар-наме» //Искусство Узбекистана: древность, средневековье, современность. Тезисы докладов научной конференции. Вып. I. Т.,1995. О категориях «действительного и потенциального подобий» в муз.науке средневекового Востока. //Археология и художественная культура Центральной Азии. Тезисы докладов. Вып. 2. Т., 1995. Муз. культура народов Средней Азии и Казахстана до 1917 года. Глава 1. Муз.-исторический очерк. //История музыки Средней Азии и Казахстана. Учебное пособие для консерваторий. М., 1995 (соав. – О.Матякубов). Наджмиддин Кавкаби Бухари и Бухарская школа макамата //Узбекистан - вклад в цивилизацию. Бухара и мировая культура. Тезисы III Международного симпозиума. Бухара, 1995. Раджабов Исхак Ризкиевич., Беляев Виктор Михайлович. //С.Д.Милибанд. Биобиблиографический словарь отечественных востоковедов с 1917 г. 2-е изд. Книга I. М., 1995. Migrations de musiciens des villes de Transoxiane et developpement de la science musicale en Inde (XVIe-XVIIe siecles) //Cahiers D’Asie Centrale, №1-2. Routes du commerce et des idees. IFEAC, 1996. «Туркестанский старец» Ходжа Ахмад Яссави и мусульманские духовные песнопения. //Муз.академия, М., 1996, № 3-4; 1997, №1. Об атрибуции одного трактата о музыке из собрания ГПБ им. Салтыкова-Щедрина (С.-Петербург). // Искусство Центральной Азии: Своеобразие исторического развития. II Международная научная конференция. Тезисы докладов. Т., 1997. Абдурауф Фитрат и его современники на «муз. фронте» Узбекистана (20-30-е годы). //Центральная Азия, Швеция, 1997, № 1–3. Liaison officer: Uzbekistan - Report 1991-1996. // Bulletin of the International Council for Traditional Music. No. XCI, October 1997. New York, 1997. Муз.традиции Хивы XVIII-начала XX века. //Общественные науки в Узбекистане, 1997, № 7-8. Буклет с фотографиями для компакт-диска: Ari Babakhanov and Ensemble. Shashmaqam: Tradition of Bukhara. Uzbekistan. New Samarkand Records, Amsterdam, 1999. Открывая «черный ящик» прошлого. //Муз. академия, М., 2000, № 1. Мир музыки – мир человека. //Общественное мнение. Права человека. Узбекистанский гуманитарный журнал, 2000, № 1-2. О взаимосвязях муз.культур Средней Азии и Индии в древности. //Индия и Центральная Азия (доисламский период). Т.,2000. Фитрат ва унинг замондошлари Ўзбекистоннинг «мусиқа фронти»да (20-30-йиллар). //Жахон адабиёти, 2001, № 3. Ходжа Ахмад Яссави и духовная жизнь народов Центральной Азии. //Тамыр: Альманах: искусство, культура, философия. Алматы, 2001, Вып.1 и 2. Художественные тенденции и эстетические идеалы в музыке. //Амир Темур в мировой истории. Издание второе. Т., 2001. Термин шаман в толковании газневидского поэта Масъуда Салмана. //Культурное наследие Средней Азии /Сборник статей/. Т., 2002. Трактат о музыке «Кашф ал-автар» Касима ибн Дуста Али ал-Бухари: предварительное сообщение. //Из истории культурного наследия Бухары (8 – выпуск). Бухара, 2002. «Наука о музыке» в энциклопедическом сочинении Фахр ад-Дин Рази «Джами ал-улум» («Собрание наук»). Вводная статья, перевод с персидского и комментарии Александра Джумаева //Культурные ценности. Международный ежегодник (Bibliotheca Turkmennica). 2000-2001. СПб., 2002. Баксы и жырау, дуутар и кобыз. О традиционной муз. культуре каракалпаков. //San’at. Искусство, 2003, № 2. Liaison Officer Report: Uzbekistan 1997-2003. //Bulletin of the International Council for Traditional Music, No CIII (103), October 2003. Русское музыковедение в Узбекистане: идеи и лица (1920-30-е годы). //Россия-Узбекистан: в прошлом и настоящем. Люди. События. Размышления. Сборник статей. М., 2003. Бухарские евреи и муз. культура Средней Азии. //Евреи в Средней Азии: вопросы истории и культуры. Сборник научных статей и докладов. Т., 2004. Говорят музыканты Узбекистана: двадцать лет спустя...//Муз. академия, 2004, №1. Камбар-Ата (Камбар, Баба-Гамбар) и муз. традиции народов Средней Азии., Музыка в культуре городов Средней Азии. //«Курак», Бишкек, 2004, №6. Среднеазиатская ханака, суфийские предписания о слушании (сама‘) и традиция духовных песнопений (хонакои) //Transoxiana. История и культура. Сборник научных статей. Т.,2004. Асл анъаналарга кайтиш. //Матёкубов Отаназар. Макомот. Т.,2004. Ташкентский фестиваль современной музыки: попытка осмысления в контексте культурного процесса //Musiqi Dunyasi, Баку, 2004, № 3-4/21. Возвращаясь к естественному руслу: К проблеме нового прочтения исторических и теоретических знаний о макомате., Шашмаком на грани веков: историко-культурный и муз. феномен. //Шашмақом сабоқлари (мақола ва маърузалар тўплами). Т., 2005. Из истории муз. культуры Карши // San’at. Искусство, 2005, № 2. Муз.культура Карши //Общественное мнение. Права человека, 2005, № 2. Бухарский Шашмаком: в поисках новых интерпретаций (источники, версии, принципы) //«Традиции Шашмакома и современность». Материалы международной научной конференции. Самарканд, 27-29 августа 2005 года. Т., 2005. Musical Heritage and National Identity in Uzbekistan //Ethnomusicology Forum, London, Vol. 14, No. 2, November 2005. Музыка в системе жизненных и эстетических ценностей средневекового «восточного человека» //Узбекистан и Япония на возрождающемся шелковом пути (сборник докладов научной конференции, Ташкент, 14-16 декабря 2006 г.). Т., 2007. Музыка в жизни и творчестве Захир ад-Дина Бабура //Общественное мнение. Права человека, 2007, №2. Музыка в системе эстетических ценностей средневекового «восточного человека» и формы ее культивирования (маджлисы) //Общественное мнение. Права человека, 2008, № 1. Русско-европейский научно-педагогический и художественный опыт и возрождение системы традиционного обучения «устад-шагирд» в постсоветской Центральной Азии. //Муз. культура в исламо-христианском контексте. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 17-18 ноября 2009 года. Казань, 2009. Трактат о музыке «Кашф ал-автар» Касима ибн Дуста Али ал-Бухари (XVI в.) из собрания Британской Библиотеки. //Фалак ва масъалахои таърихи-назариявии мусикии точик. Мачмуаи маколот. Душанбе, 2009. Традиция ашуро у иранцев Бухары как социокультурный и художественный феномен //Мир ислама: история, общество, культура. Тезисы докладов II Международной научной конференции (28–30 октября 2010г.). М., 2010. К истории исследования и публикации «Трактата о музыке» Абд ар-Рахмана Джами //Вторые Востоковедческие чтения памяти Н.П.Остроумова: сборник материалов. Т., 2010. Традиция ашуро у иранцев Бухары: источники и историко-культурный контекст //Мир Ислама. Pax Islamica, М., 2010, № 2(5). Бухара: Попытка постижения непостижимого города //Дружба народов, М., 2011, №3. Фитрат Афанди //Bella Terra magazine, июнь 2011, №100. Гирмофон, гирмуфун, гирмуфин, патифун //Bella Terra magazine, сентябрь 2011, №103. «Устав Среднеазиатских музыкантов» в переводе Чулпана. История творческого сотрудничества Чулпана и В.М.Беляева. Публикация ранее не известного перевода Чулпана //Восток Свыше. Духовный литературно-исторический журнал. Ташкент, 2011, вып. XXIII–XXIV. Предмет любви и почитания. Из истории распространения граммофона в Средней Азии //Иные берега. Журнал о русской культуре за рубежом. М., 2012, №1. Музыка «устной традиции» в постсоветской Центральной Азии: единство и «противонаправленность» тенденций развития //Вопросы современного музыкознания. Материалы Международного Круглого стола, посвященного 70-летию профессора Б.И.Каракулова, 4 мая 2012 год, Алматы, Казахстан. Алматы, 2012. К вопросу о трансформации ашуро среди иранцев Бухары: основные источники изучения //Третьи Востоковедческие чтения памяти Н.П.Остроумова: Сборник материалов. Т.,2011. К истории формирования традиции михтара и михтарлик в городской музыкальной культуре Средней Азии // O’zbekiston tarixi. Илмий журнал, 2012, № 1. «Радости бытия высокого порядка». Александр Семенов – исследователь культуры Средней Азии //Восток Свыше, 2012, вып. XXVIII, октябрь – декабрь. От Пифагора к Фисагурсу. «Греческие мудрецы» и муз.мир средневекового мусульманского Востока //Восток Свыше, 2013, вып. XXX, апрель – июнь. «Чудеса» и новшества русских и европейцев в восприятии «среднеазиатского человека»: культурный шок, адаптация, «присвоение» //Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути. Париж – Самарканд, 2013. Сакральное и светское – две основные парадигмы развития классического муз. искусства (макомат) Средней Азии в контексте исторических перемен (2-я половина XIX – XX в.) //Традиционная музыка казахов и народов Центральной Азии: современное состояние, изучение, перспективы развития. Материалы Международной научной конференции (Алматы, 16–18 октября 2013 г.). Алматы, 2013.